Восстановление данных с переносного жесткого диска Seagate BackUp Plus

Восстановление данных с Seagate BackUp Plus

Одной из проблем, при которой обращаются для восстановления данных с внешнего жесткого диска, является залипание магнитных головок вследствие падения. Устройство жесткого диска таково, что в нормальных условиях магнитная поверхность и головки не «встречаются»: при работе головки парят в потоке воздуха на очень маленькой высоте, а в выключенном состоянии находятся на специально отведенном месте (в нашем случае – на парковочной рампе за пределами магнитной поверхности).

Несмотря на то, что на блоке магнитных головок имеется специальный механизм, не позволяющий головкам выйти с парковки, когда пакет дисков не крутится, иногда такое все же случается. При этом головки жесткого диска, размещенные в так называемых "слайдерах", очень прочно прилипают к поверхности. Существует несколько теорий по поводу природы данного явления: от глупых ("головки магнитные, поверхность магнитная, вот они и притянулись") до откровенно идиотских ("это происходит в результате диффузии молекул..."). Обе эти теории не только смешны, но и не имеют права на существование: "слайдеры" с головками изготовлены не из куска металла, а из композитных материалов, так что ни магнетизм, ни "моментальная диффузия" им не страшны. Все гораздо прозаичнее - в гермозоне жесткого диска воздух, причем его давление равно атмосферному (выравнивается через специальные отверстия, закрытые фильтрами), и под действием атмосферного давления очень гладкие поверхности очень прочно прижимаются друг к другу. 

Типичный случай, произошедший с жестким диском Seagate BackUp Plus объемом 1 терабайт. На момент поступления в Лабораторию диск при подаче питания не раскручивался и издавал тихие пищащие звуки. Такое «поведение» диска иногда встречалась у внешних накопителей Transcend при подключении к тонкому кабелю: из-за высокого удельного сопротивления шнура, изготовленного на одной из многочисленных фабрик Поднебесной, жесткому диску не хватало силы тока для запуска двигателя.

Вскрытие пластикового корпуса показало наличие внутри платы-переходника SATA-USB3 и жесткого диска ST1000LM024. Данный жесткий диск представляет собой относительно новую модель, выпускаемую под брендом "Momentus". Однако, в отличие от других дисков модельного ряда "Momentus", этот диск представляет собой не изделие компании Seagate, а жесткий диск из семейства Samsung M8 (Spin Point). Также в некоторых моделях переносных жестких дисков встречаются представители этого семейства ST1000LM025 и HN-M101ABB такого же объема (1 ТБ), но со встроенным переходником USB3. Данное обстоятельство положительно сказывается на шансах для восстановления данных с жесткого диска, так как жесткий диск ST1000LM024 унаследовал от серии M8 довольно твердую поверхность и прочные магнитные головки. В отличии от предыдущих серий Seagate Momentus, особенно 5400.6, устранить залипание магнитных головок, не повредив при этом поверхность и сами головки гораздо проще (конечно, если специалист обладает достаточным опытом для этого).

В некоторых интернет-обзорах очень часто ошибочно называют данный диск Seagate Momentus, при этом приводя "весомые" аргументы в виде надписей на крышке "Momentus" и расшифровывая модель, код которой начинается с букв ST. Но такой подход не является правильным, достаточно подключить накопитель к диагностическому терминалу и вспомнить, диски какого производителя стартуют с таким логом. При этом еще более печальным обстоятельством является то, что такие грамотные писатели позволяют себе эпитеты вроде "те же некачественные комплектующие Сигейта" или "та же непродуманная конструкция, как и у вссех Сигейтов" в адрес Samsung, то есть рассуждают о том, о чем не имеют представления.

Жесткие диски Samsung M8 (HM101), выпускаемые под маркой Seagate ST1000LM

ST1000LM024

ST1000LM025

HN-M101ABB

Восстановление данных с Seagate BackUp Plus

Вернемся к нашему диску. После вскрытия гермозоны диска в ламинарном боксе (это обязательное условие!) при помощи специального приспособления (съемника БМГ) блок магнитных головок был снят с поверхности, извлечен из диска и после этого осмотрен. Осмотр голов под микроскопом механических повреждений не выявил, поэтому было принято решение вычитывать данные штатным комплектом головок. После установки блока магнитных головок на место жесткий диск был собран и проверен: при подключении питания пластины раскрутились, блок магнитных головок начал процесс чтения данных из служебной области, а в диагностическом терминале появились сообщения о нормальном старте накопителя.

Далее жесткий диск для восстановления данных был подключен к программно-аппаратному комплексу PC-3000. В ходе восстановления данных с жесткого диска было установлено, что поверхность все-таки получила легкие повреждения (в местах касания головок возникли некорректируемые ошибки чтения, при попытках обращения к которым диск "зависал"). При помощи программы DataExtractor из состава ПАК PC-3000 сбойные области удалось локализовать. Большинство из ошибок пришлись на места, в которых не было пользовательских данных, что позволило без потерь восстановить нужную информацию. Уже на следующий день после поступления диска в лабораторию заказчик проверил и забрал результат: восстановленные на 100% данные с жесткого диска.

Следует предупредить читателей данной статьи, что производить такие работы в домашних условиях невозможно ввиду большой опасности безвозвратно потерять свои данные. Все работы были выполнены специалистом, имеющим большой опыт по устранению залипания магнитных головок с сохранением их работоспособности в специально оборудованной лаборатории и с применением специализированного оборудования и инструментов.