Восстановление данных с WD My Passport

WD My Passport

Внешние жёсткие диски производства компании Western Digital, выпускаемые под брендом WD My Passport, позиционируются производителем как отличное решение для транспортировки данных и обеспечения постоянного доступа к информации. Портативные диски WD My Passport имеют объем от 500 Гб до 3 Тб включительно.

Отличительные особенности:

  • форм-фактор: 2,5 дюйма (стандарт для ноутбуков);
  • интерфейс: USB (у современных – USB 3.0);
  • питание: от встроенного порта.

Типичные неисправности WD My Passport

Логические: форматирование диска, удаление файлов, папок, разделов, повреждения файловой системы. Проявляются как пропавшие файлы, диск внезапно стал пустым, или просит отформатировать. Решение проблемы: поиск и восстановление пропавших файлов, папок, разделов. Выполняется в лаборатории в течение нескольких часов. Успех восстановления данных тем больше, чем меньше попыток восстановить данные самостоятельно.

Замедление скорости работы жесткого диска. При возникновении нечитаемых секторов на поверхности HDD возможны замедления в работе, диск начинает гораздо дольше определяться в системе. Иногда возникают сообщения «перед использованием диск нужно отформатировать» или «диск не проинициализирован». Решение проблемы: вычитывание всех данных с жесткого диска при помощи программно-аппаратного комплекса, сохранение данных на исправный жёсткий диск. В некоторых случаях возможен ремонт неисправного диска средствами комплекса PC-3000.

Совет инженера:

не пытайтесь самостоятельно ремонтировать жесткий диск с данными, которые необходимо восстановить;
форматирование диска не вернет доступ к Вашим данным!

Жёсткий диск не определяется в системе, но при этом не издаёт посторонних звуков (нормально крутится, мигает индикатор на корпусе). Такая неисправность может быть обусловлена проблемами с чтением поверхности: либо нечитаемыми секторами, либо неисправными читающими головками; повреждением служебной информации или неисправностью платы электроники. Также не исключены комплексные проблемы: например, нечитаемые сектора и блокировка служебной информации из-за невозможности обработать огромное количество дефектов. Определить неисправность можно только в ходе диагностики на программно-аппаратном комплексе (в нашей лаборатории это занимает 10 минут). Решение проблемы: модификация служебной информации (очистка листов кандидат-дефектов, отключение кэширования и обработки сбоев), вычитывание поверхности; при необходимости производится замена блока магнитных головок. Ремонт диска отключением обработки сбоев невозможен, так как сбойные секторы никуда не пропадают, но в лаборатории информацию с диска можно восстановить.

Совет инженера:

не пытайтесь сканировать неисправный диск (особенно при появлении в логах сообщений «ошибка CRC» и им подобных) программами для восстановления данных, они предназначены для работы только с исправными накопителями. Лишние обращения к сбойным областям могут спровоцировать блокировку диска из-за переполнения листов дефектов.

При подключении жёсткий диск издаёт несколько повторяющихся звуков (пищит или потрескивает), при этом не слышно вращения пластин. Симптомы могут свидетельствовать о проблемах с механикой диска: залипание головок или клин двигателя. При обеих неисправностях жёсткий диск не определяется из-за того, что не может раскрутиться и прочитать служебную информацию с пластин. По истечении некоторого времени диск может появиться в системе, но с неправильными параметрами (например, с объемом 0 байт), при этом буква диску не будет присвоена. Это происходит из-за того, что плата электроники диска инициализируется в технологическом режиме. Ремонт жёсткого диска при проблемах механики невозможен, причём он не производится даже в условиях завода-изготовителя. Решение проблемы: вскрытие диска в лабораторных условиях, снятие головок, пересадка магнитных пластин или расклинивание подшипника (в зависимости от обстоятельств) с последующим вычитыванием информации при помощи комплекса Data Extractor.

Совет инженера:

не пытайтесь вскрыть и самостоятельно вывести головки на поверхность. Неквалифицированное вмешательство (в том числе попадание не очищенного атмосферного воздуха в гермозону диска) может привести к полной невозможности восстановления данных. Шанс оторвать нежные подвесы блока магнитных головок, свернуть слайдеры и поцарапать поверхность очень велик. В лабораторных условиях данные проблемы решаются опытными специалистами с выходом, близким к 100%.

При подключении диска к компьютеру он не определяется в системе, щёлкает и останавливается. Симптомы свидетельствуют о повреждении блока магнитных головок. Ремонт жёсткого диска не представляется возможным, данные восстанавливаются весьма успешно. Решение проблемы: замена блока магнитных головок и вычитывание поверхности диска при помощи Data Extractor. Среднее время на решение проблемы: 2-3 дня.

Совет инженера:

внешний жёсткий диск, который уронили (или он сам внезапно стал издавать щелчки) нужно как можно быстрее отключить от питания, так как каждое включение может привести к царапинам на поверхности магнитных пластин и невозможности восстановления данных.

Не стоит пытаться разобрать жёсткий диск и посмотреть, что там поломалось: починить всё равно не получится, а повреждения, которые видны без микроскопа (в том числе попавшая пыль) практически всегда говорят о дальнейшей невозможности восстановить данные. Все работы с гермозоной жёстких дисков должны проводиться только в «чистой комнате» (не дома после генеральной уборки, а в специализированных помещениях с сертифицированным оборудованием).

Примеры восстановления данных с жёстких дисков WD My Passport

WD My Passport 500 GB (PN: WDBZZZ5000ABL – U3).

WD5000LMVW диск WD MyPassport

Поступил с "жалобами" на разъем

При подключении очень долго определялся, начинал работать только после того, как несколько раз подвигают разъем. Иногда просил отформатировать.

Результаты диагностики

  • 1. Разъем питания и вся плата абсолютно исправны – в разъеме устойчивый контакт.
  • 2. Внутри коробки установлен жёсткий диск WD5000LMVW – 11VEDS0 с контроллером USB 3.0, встроенным в плату электроники жёсткого диска.
  • 3. Анализ S.M.A.R.T. показал наличие небольшого количества переназначенных секторов (15 LBA) и довольно большого количества кандидат-дефектов (более 500 штук, параметр «текущее количество нестабильных секторов»).

Вывод

Проблемы с замедлением обусловлены не повреждением разъема питания, а попытками жёсткого диска переназначить дефектные секторы из резерва при подключении диска к компьютеру; то, что шевеление разъема помогало – совпадение, так как просто проходило определённое время.

Заключение

У диска есть проблемы с чтением поверхности, при этом обе головки (а у этой модели всего две магнитные головки) читают нормально; замена блока магнитных головок не требуется. Для восстановления данных требуется модификация служебной информации и вычитывание поверхности пластин.

Подготовка

Найдена и адаптирована плата с интерфейсом SATA для работы через штатный интерфейс. Такое решение обусловлено тем, что интерфейс USB 3.0 не позволит нормально работать с неисправным диском, периодически отключая его от системы. Замена платы ещё и подтверждает теорию о том, что проблема не в ней.

Восстановление данных

При помощи специализированной утилиты WD Marvell из состава ПАК PC-3000Express были произведены следующие работы:

  • - резервная копия ПЗУ и модулей служебной информации;
  • - тест записи магнитными головками на некритичных зонах SA;
  • - внесение изменений в модули 0x02 и 0x32 служебной информации.

Этапы создания посекторной копии для восстановления данных с жёсткого диска

  • - формирование карты голов (для контроля качества вычитывания);
  • - построение карты занятых секторов (для минимизации нагрузки на диск);
  • - посекторная копия всех занятых секторов с «прыжками» в районе сбоев;
  • - дочитывание пропущенных на предыдущем этапе секторов;
  • - перечитывание неневычитанных секторов с использованием аппаратных повтором, с увеличенным тайм-аутом.

В итоге восстановление данных заняло двое суток, данные с жёсткого диска были восстановлены полностью (за исключением нескольких файлов, которые были не критичны по мнению заказчика).

WD My Passport Ultra 1 TB (PN: WDBJNX0010BBL – U5).

WD10JMVW диск WD MyPassport

Поступил с формулировкой: слегка уронили в процессе работы.

Диск при включении питания издаёт короткие звуки, похожие не то на писк, не то на щелчки; индикатор на корпусе мигает. Компьютером не определяется, доступа к диску нет.

Результаты диагностики

  • 1. Внутри коробки установлен жёсткий диск WD10JMVW – 11AJGS2 с контроллером USB 3.0, встроенным в плату электроники жёсткого диска.
  • 2. Неисправность жёсткого диска: «залипание магнитных головок».

Вывод

Внешнее механическое воздействие вызвало падение магнитных головок на поверхность и их прилипание. Жёсткий диск не определяется из-за проблем механического происхождения.

Заключение

Данные могут быть восстановлены в кратчайшее время и в полном объёме, так как диск сразу попал к профессионалам, минуя подвальные сервисы.

Подготовка

Найдена и адаптирована плата с интерфейсом SATA для работы через штатный интерфейс. Работа напрямую по SATA интерфейсу исключает лишнее влияние переходника.

Восстановление данных

  • - вскрытие гермозоны жёсткого диска (в ламинарном боксе ГОСТ Р ИСО 14644-1-2002);
  • - выведение блока магнитных головок на парковку;
  • - снятие блока магнитных головок и осмотр под микроскопом;
  • - установка исправного блока головок;
  • - вычитывание диска при помощи Data Extractor.

Восстановление данных с жёсткого диска WD My Passport Ultra 1 TB с залипанием магнитных головок заняло сутки. Данные были восстановлены полностью.

Успех был достигнут за счёт следующих факторов

  • 1. После обнаружения неисправности жёсткий диск был сразу же доставлен в лабораторию, без рискованных попыток получить неквалифицированную помощь выездных мастеров или продавцов на рынке;
  • 2. Все работы производились в лабораторных условиях с применением профессионального оборудования;
  • 3. Инженеры лаборатории обладают огромным опытом, позволяющим решать такие задачи со 100% качеством.